Введение.
1. Пленарная сессия.
2. Тематические сессии.
Введение
Форум, который проходил с 16 по 17 мая в Сочи, в конференц-зале отеля «Swissôtel Resort Сочи Камелия», уже закрепил за собой статус ведущей отечественной площадки для руководителей бизнеса, работающего на рынке полимерных материалов. Более 120 участников из России, Китая, Белоруссии и Турции в течение двух дней обсуждали самые острые вопросы полимерного рынка. Отличительной особенностью мероприятия стало участие крупного бизнеса, что дало возможность расширить повестку деловой программы. Организаторами форума традиционно выступили журнал «Полимерные материалы», Российский Союз химиков (РСХ) и индустриальное ивент-агентство H.Media. Мероприятие прошло при поддержке и активном участии Минпромторга России. Партнерами проекта этого года стали СИБУР, Сбербанк и НПП «ПОЛИПЛАСТИК», инфопартнерами — ряд ведущих отраслевых СМИ.
Среди участников форума этого года, помимо указанных выше компаний и организаций, были «Башхим», «Биохимпласт», Газпромбанк, «Газпромнефтехим Салават», «Гамма-Пласт», «ГК Титан», «ДИПО», «Компания Хома», «Лукойл-РНП-Трейдинг», НТЦ «Лукойл», «Окапол», «Мультипак», «ПромТехнологии», «Сибур-Инновации», «Сибур ПолиЛаб», «Саянскхимпласт», «Форпласт Трейдинг», «Энергогаз», «Юг-Полимер», «ЮГ-Профиль-Системс» и многие другие.
От лица организаторов с приветственным словом к участникам мероприятия обратилась издатель журнала «Полимерные материалы» Екатерина Косарева (рис. 1). Непосредственную же работу Форума открыло выступление президента РСХ Виктора Иванова, который отметил успехи полимерной индустрии и ключевые задачи, которые стоят сейчас перед отраслью.
Виктора Иванова, глава РСХ, подчеркнул:
«Одна из важнейших среди них на сегодняшний день — развитие химического машиностроения, являющегося базисом технологического суверенитета»
Традиционно программа форума состояла из пленарной и тематических сессий, в каждой из которых в рамках круглых столов были проведены дискуссии с участием первых лиц компаний — лидеров химической отрасли. Актуальность поднятых на мероприятии вопросов объясняет то внимание, с которым участники слушали выступления спикеров (рис. 2).
Пленарная сессия
Работа пленарной сессии на тему «Состояние и перспективы развития полимерной индустрии в 2024 г.» началась с совместного доклада заместителя директора Департамента химической промышленности Минпромторга России Дарьи Шевякиной и эксперта РСХ Дмитрия Тонкова. Они рассказали о ходе переговоров в ООН по глобальным ограничениям в отношении полимерной продукции. «Планетарный кризис загрязнения окружающей среды отходами изделий из пластмасс» — этот алармистский тезис природоохранных НКО в 2022 г. стал триггером для начала переговоров в рамках Программы ООН по окружающей среде с участием более чем 190 стран. В их результате предполагается перестроить регулирование и якобы «озеленить» всю цепочку создания добавленной стоимости в мировой полимерной отрасли.
Дарья Шевякина рассказала о наиболее «проблемных» для полимерной отрасли инициативах ЕС, Великобритании, Норвегии, Швейцарии и их «сателлитов». Например, эти страны предлагают ввести на уровне ООН запреты и ограничения в отношении химических веществ, необходимых для производства полимеров (фталатов, бисфенолов, УФ-стабилизаторов и др.), конкретных видов пластиковой продукции (упаковки из ПС, ППС, ПВХ, ПЭТ-гликоля; одноразовой посуды, легких пакетов, контейнеров для пищевых продуктов и др.), а также изделий с содержанием микропластика. Глобальные перечни запретов западные «зеленые» планируют дополнить набором критериев «вредоносности», на основе которых после вступления международного соглашения в силу списки ограничений будут постоянно расширяться. Многостороннее обсуждение таких критериев состоится в ближайшие месяцы.
При этом, по имеющимся уже сейчас оценкам, рестрикции в отношении химических веществ с высокой вероятностью нарушат технологические процессы производителей базовых полимеров и переработчиков пластмасс. Реализация запретов готовой продукции, в свою очередь, приведет к полной остановке соответствующих производств и необходимости переориентации потребителей на материалы-заменители, большинство из которых не менее опасны при попадании в окружающую среду, что повлечет за собой существенные капитальные издержки.
В связи с этим представитель Минпромторга России призвала участников форума отнестись со всей серьезностью к оценке возможных отраслевых рисков, возникающих в связи с обсуждением на площадке ООН запретов и ограничений в отношении полимерной продукции, инициированным западными «зелеными», и оказать всемерное содействие при подготовке к летним межсессионным консультациям и следующей переговорной сессии, запланированной на период с 25 ноября по 1 декабря 2024 г. Регулятору предстоит собрать детальные сведения о возможных последствиях реализации упомянутых предложений, чтобы российская делегация могла обоснованно купировать инициативы, несущие в себе риски для отечественной химической отрасли (более подробное изложение этого доклада планируется опубликовать в июльском номере журнала. — Прим. ред.).
Производство и потребление полимеров в мире и в России продолжает активно расти. Видимое потребление в сравнении с 2022 г. увеличилось почти на 11 %, что заметно выше темпов развития большинства отраслей промышленности. Об этом сообщил в своем установочном докладе модератор сессии Михаил Кацевман, вице-президент РСХ, президент Союза переработчиков пластмасс (СПП), директор по науке и развитию НПП «ПОЛИПЛАСТИК», обсуждая состояние и перспективы развития российской индустрии пластмасс в 2024–2028 гг.
Михаил Кацевман отметил:
«Нет ни одной отрасли промышленности, где не использовались бы полимеры. Но говорить о полимерной индустрии в отрыве от остальной российской промышленности, мягко говоря, наивно. Если замедлится темп развития ключевых отраслей потребления пластиков, то и сектор полимерных товаров тоже может начать стагнировать»
Главным позитивом прошлого года глава СПП назвал прирост в России новых предприятий по переработке пластиков. Так, в 2023 г. ФНС России было зарегистрировано 2354 новых юридических лица в этом секторе, что на 20,3 % больше, чем в 2022 г., что стало максимальным достижением за семь лет. По мнению Михаила Кацевмана, такие показатели означают, что бизнес поверил в перспективы и маржинальность сектора.
Но если на внутреннем рынке за последние 10 лет рост производства полимерной продукции составил 28 %, то в Европе он увеличился на 60 %. На данный момент объемы переработки пластмасс в Евросоюзе и Турции составляют соответственно 54–58 и 11,5 млн т/год. В Китае же, подчеркнул Михаил Кацевман, в месяц зачастую перерабатывается столько же полимеров, сколько в России за год. В 2023 г. в Поднебесной было выпущено 74,9 млн т изделий из пластмасс, что на 3 % больше, чем в 2022 г., а экспорт в Россию вырос на 20,1 %. В то же время импорт пластиковых изделий из России в Китай упал примерно на ту же величину — на 19 %. Причем в денежном выражении он составил всего 487 млн долл. США (у Китая — в 10 раз выше). Это, полагает спикер, ставит вопрос об изменении тарифно-таможенного регулирования. Но, считает он, пока перед отраслью стоит довольно много вызовов, на которые предстоит ответить.
Михаил Кацевман заявил:
«Самая большая проблема, в том числе в отношении суверенитета, — это отсутствие у нас собственного производства перерабатывающего полимерного оборудования. Страна не может быть лидером, если почти 100 % оборудования закупается за рубежом. Эту проблему отрасль самостоятельно решить не может, нужна господдержка»
Исходя из количества закупленного оборудования, полагает глава СПП, отрасль переработки пластмасс в текущем году может увеличить объемы выпуска продукции на 3–6 %. На фоне отсутствия собственного оборудования и ряда технологий в России пока не производится ряд важных полимеров и их марок, поэтому импорт в 2023 г. вырос на 22–24 % (до 1 млн т). При этом есть проблемы с обеспечением не только специальными видами пластиков, но и специальными марками полиолефинов.
Еще одним особенно острым вопросом для российских производственных предприятий в 2024–2028 гг. станет нехватка персонала. Экспресс-опрос членов СПП показал, что дефицит квалифицированных работников испытывают около 70 % компаний. В ближайшие годы ситуация может только ухудшиться, отметил Михаил Кацевман. Он уточнил, что на пенсию выходит больше людей, чем приходит молодых сотрудников.
Кроме того, индустрия пластмасс, увы, сегодня малопривлекательна для молодежи, в связи с чем нужны согласованные действия участников отрасли для улучшения ее имиджа. По мнению главы СПП, кадровый голод можно и нужно решать, увеличивая производительность труда, где Россия отстает от передовых в этом отношении стран. Аналогичные трудности наблюдаются и в области инновационной активности бизнеса переработчиков пластмасс.
Среди позитивных трендов глава СПП отметил рост объема вторичных сырьевых ресурсов, полученных за счет рециклинга, который уже достиг почти 15 %. Так, из потребленных сектором переработки 7,1 млн т сырья 800–900 тыс. т были возвращены в производство в виде вторичных ресурсов. При этом показатели вторичной переработки в России даже выше, чем их средние значения в мире. Так, глобальное производство полимеров составило в прошлом году 400 млн т пластиков, из которых во вторичное производство вернули только 55 млн т, то есть 14 %. Именно от того, насколько быстро и эффективно будет решена проблема полимерного мусора на планете, будет зависеть развитие переработки пластмасс в России и в мире, уверен Михаил Кацевман. Но сейчас, пояснил он, в России сложился дисбаланс цен на первичные и вторичные полимеры. Их стоимость почти сравнялась из-за роста затрат на производство вторичного сырья, что делает его непривлекательным для потребителей.
Помимо реальных проблем в сегменте вторичных материалов, появляется очень много спекуляций на тему загрязнения пластиком.
Михаил Кацевман отметил:
«Мы видим попытки торможения развития переработки полимеров через мифологему проблемы микропластика»
Но, подчеркнул он, эта проблема зачастую надуманна, опровергается ежедневным опытом человечества, не имеет научного подтверждения, а дискуссии ведутся на «дилетантском» уровне.
Как отметил главный редактор ИАЦ RUPEC Дмитрий Семягин, выступая с докладом на тему «Российский рынок базовых полимеров. Итоги и тренды», прошлый год продемонстрировал устойчивость не только сектора переработки пластмасс, но и их производства. Рынок полимеров просел меньше прогнозных значений, а восстановление началось быстрее, чем ожидалось. Так, выпуск полимеров в первичных формах в прошлом году увеличился на 3,7 %, полимеры пропилена в первичных формах показали рост на 5,5 % (табл. 1). Существенное падение было только в сегменте полиамидов (на 19 %). Тенденция общего роста полимеров в первичных формах сохранилась и в 1-м квартале текущего года — +3,8 % по отношению к тому же периоду 2023 г.
Дмитрий Семягин подчеркнул, что проблемы в полимерной отрасли есть не только в России. По его словам, в Европе происходит настоящий кризис в нефтехимической индустрии на фоне высоких цен на ресурсы, давления китайских поставок и ужесточения экологического законодательства. В первую очередь речь идет о новом регламенте по обращению с отходами полимерной индустрии. Также признаки стагнации есть и в Китае, несмотря на международную экспансию. В стране наблюдается кризис перепроизводства, который будет усиливаться введением новых мощностей. И хотя в 2025–2028 гг. в Поднебесной планируется закрытие серии старых заводов, это не компенсирует рост производства. Такая конъюнктура, рост конкуренции на азиатских рынках и высокая стоимость логистики ограничили возможности российского экспорта в восточном направлении, указывает эксперт. При этом, по его словам, наращивание поставок в Турцию и страны СНГ не заменит Европу. Причем этот тренд не новый. Как отметил эксперт, доля экспорта в России постепенно снижается по большинству полимеров в течение последних 3–4 лет.
В то же время ограничения внешних поставок и недоступность зарубежных технологий продемонстрировали возможность ускорения собственных НИОКР в стране при наличии дополнительных инвестиций и запроса со стороны переработчиков пластмасс. За последнее время появилось большое число новых марок. В 2024 г., полагает Дмитрий Семягин, продолжится восстановительный рост производства базовых полимеров, а также наращивание мощностей. Речь идет в первую о крупных проектах «Иркутской нефтяной компании» (650 тыс. т ПЭ в год), «Казаньоргсинтеза» (входит в СИБУР, завершение модернизации с наращиванием мощностей с 540 до 660 тыс. т по ПЭВП). Рост потребления базовых полимеров в RUPEC оценивают в 3–4 % в год. Но, подчеркнул эксперт, дальнейшее развитие полимерной отрасли в России будет во многом зависеть от экологического законодательства. Например, утверждение «списка 23», который предполагает не запрет пластиков, а замену многослойной упаковки на монополимеры, поддержит уровень производства, тогда как как признание отдельных пластиков априори неэкологичными (такой принцип заложен в новых ставках экосбора) приведет к падению выпуска в секторе.
Главный эксперт по экономике замкнутого цикла СИБУРа Валерий Панарин напомнил, что в рамках нового утвержденного законодательства в 2024 г. уплата экосбора была переложена с производителей упакованной продукции на производителей упаковки из перечня товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, а с 2025 г. запланировано повышение базовой ставки экосбора и введены повышающие коэффициенты к ней. С 2027 г. норматив утилизации составит 100 %, отмечает он.
Завершилась пленарная сессия круглым столом на актуальную для всех игроков отрасли тему — «Полимерное сырье: ценовые тренды, индикативы и торговая политика». Модератором выступил Санджар Тургунов, генеральный директор «ХимИнсайт», спикерами — Михаил Кацевман, Александр Огородников, руководитель отдела продаж ООО «Башхим», Виктория Уварова, руководитель отдела маркетинга ООО «СИБУР», и Андрей Золотарёв, директор по продажам АО «Саянскхимпласт» (рис. 3).
Участники встречи обменялись мнениями о своей торговой политике и принципах формирования цен. Самая острая дискуссия между производителями сырья и переработчиками возникла в аспекте цен на базовые полимеры, которые на экспорт поставляются зачастую заметно ниже внутренних цен. Производители полимеров сообщили о принципах своего ценообразования, осно- ванного на анализе сырьевой себестоимости, затрат на логистику и конъюнктуры рынка, в том числе мирового. Например, если сократить экспорт, а объемы производства — до внутреннего потребления, резко возрастут условно постоянные расходы и, как следствие, цена их продукции. Переработчики же рассказали о том, что рост цен на полимеры (зачастую в пределах квартала) вызывает возмущение потребителей изделий в связи с тем, что планирование и финансовый контроль практически во всех компаниях проходят на базе квартальных, а не месячных котировок.
То, что цены на полимеры на российском рынке постоянно растут, опережая при этом рост цен на изделия, подтверждают данные информационного агентства Plastinfo.ru со ссылкой на Росстат. Так, по итогам 2023 г. индекс цены (ППИ-СТ) семи стандартных термопластов (ПЭНП, ПЭВП, ЛПЭНП, ПП, ПС, ПВХ-С и ПЭТ) на российском рынке вырос на 18,6 % (примерно со 124 до 147 тыс. руб/т) с динамикой изменения почти как у курса рубля (рис. 4). Повышение индекса наблюдалось непрерывно с января по октябрь, и только в ноябре и декабре тренд развернулся вниз на фоне укрепления курса рубля. В том же году цены, например, на трубные марки ПП и ПЭ непрерывно росли с февраля по сентябрь в отличие от динамики роста стоимости труб и фитингов из этих полимеров (рис. 5). К сожалению, эта негативная тенденция не сходит с повестки дня, что вынуждает некоторых переработчиков покупать импортные марки пластмасс по той простой причине, что это иногда дешевле, даже при нынешнем курсе доллара.
Михаил Кацевман подвел итоги встречи:
«Увы, имеют место случаи роста цен на полимеры без какого-либо обоснования со стороны производителей. А отрасль переработки, работающая сегодня в непростых условиях, когда запчасти к оборудованию и многие добавки с восточного рынка приходится осваивать заново, тратя большое количество усилий на процессы омологации, хочет видеть в производителях базовых полимеров своих партнеров. При этом конъюнктура мирового рынка и курс доллара в новых условиях не должны играть существенной роли при ценообразовании. „Перетягивание каната прибыли“ при встречах служб сырьевого обеспечения и отдела продаж производителей и переработчиков неприемлемо»
Положительными моментами в этой дискуссии были попытки понять и принять позиции друг друга и необходимость совместного развития российской индустрии пластмасс, а следовательно, большего доверия друг к другу как обязательного условия взаимного роста.
Опубликовано в журнале «Полимерные материалы» № 6 (301) 2024 г., с. 10-16.