Игорь Цапенко: «Быть переработчиком пластмасс – большая ответственность и вместе с тем большая честь»

Об успехах и проблемах отрасли, о значении для нее Науки, об имеющихся разработках и планах на будущее, о проблеме кадров и путях ее решения с Игорем Цапенко, генеральным директором АО МИПП – НПО «Пластик», беседует главный редактор журнала Виктор Гончаренко.
Игорь Цапенко, генеральный директор АО МИПП – НПО «Пластик»
Опубликовано в рубрике «Интервью»
205 просмотров
Игорь Цапенко: «Быть переработчиком пластмасс – большая ответственность и вместе с тем большая честь»

– Сначала «провокационный» вопрос… Тема данного номера журнала – «Новые успехи индустрии пластмасс». В какой степени она применима к современной российской индустрии пластмасс?

– К сожалению, с моей точки зрения, новых успехов мало, и на это серьезно влияет общая обстановка в стране и мире. Мне сложно говорить о ситуации в отечественной индустрии пластмасс в целом, но, по мнению коллег, в настоящее время идет только выравнивание уровня докороновирусной планки. Тем не менее наша полимерная отрасль в настоящее время укрепляется – санкции и СВО (надеюсь закончится в скором времени, и мы, наконец, победим) явили собой огромные предпосылки для ее развития. Короче, успехи есть, хотя их и маловато, но уверен в том, что отрасль, пусть пока и медленно, движется вперед.

– Недалеко от нашего СНТ расположен авиаремонтный завод, у входа в который развернут еще с советских времен плакат со словами «Наш завод – наша гордость». Можем ли мы так же сказать про нашу отрасль? А если чего-то не хватает, то чего, если коротко?

– Ну, здесь отрицательного ответа быть, как мне кажется, не может! Как можно не гордиться отраслью, в которой ты работаешь? Тогда зачем в ней работать? Чего не хватает? Наверное, коротко не получится. Сырья, оборудования, специалистов… Продолжить?

– Обязательно продолжим, но в следующий раз. Вы возглавляете именитое предприятие с дореволюционной – с 1916 г. (!) – историей. Что позволило и позволяет оставаться «на плаву» столь долгое время, тем более в рыночные времена?

– Здесь прежде всего хочу отдать должное нашему коллективу. Это сплоченная семья единомышленников, причем высочайшей профессиональной квалификации. В последние четыре года к нам пришла и молодежь – мы тесно сотрудничаем с РХТУ имени Д. И. Менделеева и другими вузами. Еще позволяет оставаться «на плаву», как Вы выразились, тематика нашего предприятия, заказы на разработку материалов для оборонной, космической и авиационной отраслей. Это прежде всего тканепленочные материалы, изделия из суперконструкционных пластиков, эксклюзивные разработки для Гознака – нашего постоянного заказчика. Наша лаборатория имеет уникальное оборудование, которое также привлекает большое количество заказчиков для исследования полимерных изделий, расшифровки составов, проведения физико-механических испытаний и т.д.

– Как бы Вы охарактеризовали значение Науки в настоящее время для отрасли в целом и для вашего института в частности? Нет ли здесь «конфликта интересов» с бизнесом, требующим дивидендов здесь и сейчас?

– Конечно, определенный конфликт есть, но мы стараемся его сглаживать: ведь без научных подходов, если по-простому, ничего не получится. В нашей организации такие конфликты встречаются крайне редко… Во всяком случае за последние три года я их не припомню, стараемся работать рука об руку с заказчиками. И нам немного повезло, что наши партнеры в большинстве своем понимают, что, как говорил Остап Бендер, «скоро только кошки родятся», а для серьезных разработок требуется определенное время.

Быстро что-то придумать в полимерной науке, даже опираясь на предшествующие знания, практически невозможно, тут необходимо учитывать все – от поведения полимера в процессе переработки и аппаратурного оформления до таких нюансов, как температура окружающей среды, время года и многое другое.

– И в продолжение вопроса. Как понимаю, большую долю в работе вашего института занимает как раз НИР, результаты которой имеют значение и для отрасли в целом. Чувствуете ли вы здесь поддержку государства?

– Подавляющее большинство наших работ – это государственные заказы, так что поддержка государства налицо. У нас также сложились хорошие деловые отношения с Правительством Москвы, поэтому говорить о недостаточной поддержке государства было бы неверным.

– Какие из последних разработок института Вы можете выделить?

– У нас достаточно большой спектр работ по совершенствованию составов композиций из полиимида и изделий из них. Ведем работы по получению тканепленочных материалов для космической отрасли, в частности для зондов на межпланетных летательных аппаратах. Важной, как мне кажется, является разработка материалов для защиты ядерных станций – замена полимерными композиционными материалами изделий из свинца.

– И поделитесь, если это не секрет, конечно, новыми планами и проектами.

– Планов достаточно много, но, к сожалению, часть из них по известным причинам я озвучить не могу.

Сейчас продолжаем проводить работы по поиску оптимальных составов для изделий, отражающих гамма- и нейтронное излучения, разрабатываем составы для тканепленочных материалов, которые будут, работая в парах агрессивных сред, выдерживать температуры выше 400 °C.

Будем дооснащать лабораторию различными приборами, предназначенными, в частности, для испытаний на огнестойкость.

– Знаю, что Вы в свое время более трех лет работали непосредственно на производстве в Великобритании. Что бы Вы посоветовали нашим переработчикам взять на вооружение (в переносном, конечно, смысле) от коллег по цеху?

– Трудно сказать…Здесь, как мне кажется, лучше им бы перенять многое от нас, например, думать сначала головой при появлении каких-то неполадок, а не бросаться в чтение руководства «Неполадки и их устранение». Поучиться у них можно аккуратности, оснащению рабочих мест, чистоте и строгому соблюдению стандартов, в общем тому, что называется «культурой производства».

– Одной из острых проблем в отрасли является кадровый голод. Как решается эта проблема в «Пластике»?

– Да, это проблема не только нашей отрасли, но и всей отечественной промышленности в целом. Мы не являемся исключением – особенно тяжело со средним техническим персоналом. Если с инженерами у нас все решено и решается спокойно – за счет молодых специалистов из вузов, то с техниками и операторами на линиях переработки очень тяжело. Впрочем, обещают помочь с этим московские власти. Однако они тоже пока только пытаются возродить химический техникум, который теперь называется химико-технологическим колледжем, а это требует определенного времени. Поэтому пока обходимся своими силами, т.е. у нас и ведущие инженеры и кандидаты наук, а иногда даже генеральный директор могут работать и технологами, и операторами оборудования.

– Что бы Вы в завершение разговора пожелали нашим переработчикам (основной аудитории журнала) в наше непростое для отрасли время?

– Быть переработчиком пластмасс – большая ответственность и вместе с тем большая честь. Хочу пожелать всем моим коллегам никогда не опускать руки при выполнении работы, какой бы фантастической и невыполнимой на первый взгляд она ни показалась, вытерпеть трудное для нашей Родины время и всегда добиваться только успехов. Ну и, конечно, здоровья и удачи во всем!

– Спасибо за интересный разговор.

Опубликовано в журнале «Полимерные материалы» № 9 (304) 2024 г., с. 10-12.

Поделиться материалом:

Другие статьи раздела