Изображение: Lefteri
Справка об авторе
Автор данной статьи Крис Лефтери – всемирно признанный авторитет в области материалов и их использования в дизайне продукции. Деятельность его студии, а также его публикации сыграли важную роль в фундаментальном изменении взглядов дизайнеров на материалы. Во время выставки K-2025 в Дюссельдорфе (08–15.10.2025) он в качестве гида будет проводить экскурсии и читать лекции, чтобы поделиться с дизайнерами – посетителями K-2025 – примерами самых инновационных и перспективных решений для экологически чистых пластмасс и рассказать о принципах их создания.
Если используемый пластик – будь то вторичный или биополимер, с низким углеродным следом или другой экологически чистый – выглядит внешне точно так же, как оригинальный, трудно поверить в его экологичность, поскольку конечный результат для потребителя как бы одинаков. Визуально нет никакой разницы. Парадокс того, что мы делаем как дизайнеры, заключается в нашем стремлении к «устойчивости», при котором исчезает сама история устойчивого развития. Или нет? Этот вопрос важен по той причине, что экологический аспект приобретает огромное значение для общества и становится отличительной чертой истории продукта, под которым в данном контексте подразумевается все – от бытовой техники и элементов интерьера автомобиля до спортивных товаров, электроники и т.д.
Мы давно смирились с тем, что такие материалы, как древесина и металл, имеют свои естественные недостатки – след от сучка в древесине, патину на латуни или меди, и мы даже отмечаем их не как дефекты, а как признак подлинности, возраста и красоты. Почему бы нам не сделать то же самое, например, с пластиком, перерабатываемым литьем под давлением?
Некоторые новаторские бренды уже начинают переопределять эстетику полимерного материала. Прекрасным примером этого является специальная версия беспроводного геймпада Microsoft Xbox Remix, который изготовлен из вторичного пластика и имеет тонкие завихрения, плавные линии и цветовые вариации на своей поверхности – видимые следы вторичного пластика. Так что вместо того, чтобы скрывать эти «недостатки», Microsoft решила показать их, сделав внешний вид каждого геймпада уникальным.
Эргономичное офисное кресло Steelcase делает еще один шаг вперед. Изготовленное из вторичных пластмасс, оно имеет многочисленные искажения цвета и линии течения случайной формы на своей поверхности, которые возникают из-за неравномерного плавления рециклята. И тогда, вместо того чтобы пытаться улучшить качество вторичного пластика, компания Steelcase решила сохранить этот «несовершенный» индивидуальный внешний вид каждого отдельного кресла, представив эту непредсказуемую эстетику как отражение сложности и изменений в реальном мире. При этом подавляющее большинство покупателей кресел приветствовало это смелое решение, которое, кстати, позволило снизить себестоимость продукции.
Эти примеры указывают на возможность изменить подход к определению красоты пластика и разработать эстетический язык, при котором следы производственных процессов и сырья не остаются скрытыми, а становятся признаком ценности продукта.
Проблема становится более сложной, когда речь идет о продукции более высокого качества, для которой традиционные представления о красоте играют решающую роль. При этом часто возникает сильное желание сохранить привычную, высококачественную эстетику изделия (металлизированные изделия, поверхности с высоким глянцем и т.п.), что может затруднить внедрение новых, экологически чистых материалов.
Некоторые дальновидные бренды уже демонстрируют, как можно осуществить это изменение. Например, компания Panasonic разработала Nagori – пластик на основе минералов, образующихся в процессе очистки воды. Его многослойная эстетика, напоминающая драгоценные камни, придает изделию изысканный и неповторимый внешний вид.
Аналогичным образом однонаправленные ПП-волокна, обычно применяемые в конструкционных композитах, придают новый визуальный язык пластику. Их линейная текстура также придает продукту неповторимый эстетический вид. А если в качестве матрицы использовать тот же ПП, то материал становится на 100 % пригодным к вторичной переработке. Примеры новых, более экологичных дизайнерских решений приведены на рис. 2 и титульном фото).
Как это ни парадоксально, но еще одна своего рода проблема заключается в том, что все привыкли считать изделия самого высокого качества, если они изготовлены безупречно, чисто и без видимых дефектов. Это результат более чем 70-летнего обучения дизайнеров «правильному» использованию пластмасс, металлов, древесины и других материалов. Совершенство по-прежнему остается правилом. Вот почему требуется реальное изменение сознания и дизайнеров, и потребителей продукции, чтобы иногда отказаться от ожидания и предложения качественных и оптимизированных, но предсказуемых новых товаров, к которым мы так привыкли.
Одной из главных тенденций в области экологически чистых материалов в последние годы стала так называемая пестрая или, иначе, пятнистая (speckled) эстетика. Будь то натуральные волокна или отходы неорганических наполнителей, создаваемые ими эффекты изменяют историю материала в нужную, более экологичную сторону. Они не только указывают на вторичное или биологическое происхождение материала, но и создают уникальную, неповторимую эстетику, которая придает каждому продукту уникальный отпечаток, связанный с его историей устойчивого развития.
Несколько брендов, в том числе крупные игроки автомобильной промышленности, начали внедрять эту новую эстетику в больших масштабах и тесно сотрудничают с поставщиками материалов для разработки инновационных рециклятов, которые делают экологичность видимой. Ярким примером является автомобиль Volvo EX30, который отделан пятнистыми дверными панелями и обивкой из вторичных материалов (рис. 3). Эти яркие текстуры стали определяющим элементом дизайна интерьера автомобиля и принесли EX30 несколько наград, в том числе престижную награду Red Dot Best of the Best («Лучший из лучших») в 2024 г.
Аналогичным образом, Dacia в партнерстве с LyondellBasell представила пластиковые компоненты в крапинку для интерьера своих автомобилей, которые содержат вторичные материалы, оставшиеся после потребления. Эти покрытия придают автомобилям эстетичный вид, ориентированный на экологичность, и демонстрируют вторичное происхождение материала – преднамеренный отход от давнего стремления отрасли к безупречной однородной отделке.
Интересно, что многие потребители, похоже, положительно относятся к этому подходу к дизайну. Растет энтузиазм по поводу продуктов, которые явно сигнализируют об отказе от экологически вредного и ресурсоемкого производства. Однако реальное сопротивление часто исходит изнутри – от лиц, принимающих решения, которые обеспокоены тем, что их продукция станет недостаточно привлекательной для массового рынка, или от групп контроля качества, которые борются с отсутствием четких стандартов для оценки этих новых, изменчивых по своей природе материалов.
Люди хотят покупать продукты, которые более благоприятны для планеты, но они также заботятся о том, как выглядят их покупки. Часто бывает, что потребители соблазняются товаром только из-за его новизны. Вот тут-то мы и вступаем в игру в качестве дизайнеров CMF (colour, materials and finishes) – цвета, материала и отделки. Задача дизайнера – заставить нас, если хотите, влюбиться в новое изделие. Вот почему потребитель платит за дизайн. В контексте устойчивого развития наша работа как дизайнеров заключается не только в том, чтобы продукт выглядел хорошо, но и в том, чтобы была понятной и желанной история устойчивого развития в этом продукте.
Конечно, мы не можем достичь этого в одиночку. Потребуется совместная история обучения, когда промышленные дизайнеры, специалисты по CMF, материаловеды и производители пластмасс будут работать более тесно, чем когда-либо прежде. Вместе мы должны разработать новый эстетический язык, который сделает устойчивость видимой, честной и желанной. Пришло время по-новому взглянуть на то, как выглядят красота и ценность продукта, начиная с материала, из которого он изготовлен, и приблизить будущее, в котором дизайн и экологичность будут идти рука об руку.
Eco-friendly Design
C. Lefteri
There’s a paradox at the heart of designing the aesthetics of products with sustainable materials. If you replace a less sustainable material with a more sustainable material but do the job so well that the newer, more responsible version is visually indistinguishable from the original, less responsible version, the question becomes: where does the sustainability story go and how do you communicate your wonderful achievement? Let’s try to understand this issue.
Опубликовано в журнале «Полимерные материалы» № 7 (314) 2025 г., с. 20-23.