Российский рынок ПЭТ: состояние и перспективы
Внутреннее производство ПЭТ по итогам 2024 г. увеличилось на 5,9 % до 694,8 тыс. т, следует из презентации компании «Смарт Консалт» (рис. 1). При этом отмечается, что в 2023 г. темп роста был существенно выше – 11,2 %.
Одной из главных тенденций на рынке ПЭТ в прошлом году стало увеличение доли импортной продукции с 28,1 % в 2020 г. до 31,1 % по итогам 9 мес. 2024 г. Наиболее существенный прирост (на 55,6 %) произошел в 2021 г.. В январе – сентябре 2024 г. закупки российских потребителей за рубежом составили 233,7 тыс. т. Средняя ввозная цена была на уровне 93 руб/ кг. Основная доля импорта (почти 92 %) приходится на китайские компании.
Как напомнила глава «Смарт Консалт» Анна Валуева, в России первичный ПЭТ-гранулят выпускают всего 4 предприятия с совокупной мощностью производства 714 тыс. т год. Лидер рынка – АО «Полиэф», занимающий на нем 27,4 % (250 тыс. т). Второе место – у АО «Экопэт» с долей 21,3 % (193,9 тыс. т). Замыкает тройку лидеров – АО «Завод Новых Полимеров «Сенеж» – 14,3 % (130 тыс. т). Остальная доля (8,3 %) приходится на еще одно предприятие СИБУР – АО «Сибур-ПЭТФ» (75,25 тыс. т).
В ближайшие два года предложение ПЭТ на рынке может увеличиться на 20–25 % за счет запуска второй очереди на заводе «Титан-Полимер» (Псковская обл.). Она рассчитана на производство 140 тыс. т гранулята ПЭТ и 60 тыс. т полибутилентерефталата, который используется в компаундах.
В свою очередь вторичные ПЭТ-хлопья в стране уже сейчас выпускает широкий перечень предприятий, но большая часть производителей изготавливает продукцию малыми объемами и не реализует на открытом рынке, пояснила Анна Валуева. При этом в последние два-три года все российские производители первичного ПЭТ-гранулята запустили производство сырья из б/у-материала. В основном вторичный ПЭТ подмешивают к первичному. По оценке «Смарт Консалт», доля «вторички» при добавлении чаще всего не превышает 30 %. Увеличение доли вторичных полимеров в производстве упаковки в компании связывают в том числе с новыми законодательными инициативами по развитию экономики замкнутого цикла, что открывает новые возможности для российских производителей и переработчиков ПЭТ и вместе с тем вызывает много вопросов (более подробно см. на с. 38–45 данного номера журнала. – Прим. ред.).
Как сообщила Анна Валуева, основным драйвером роста рынка ПЭТ в 2024 г. выступили развитие сервисов доставки и рост доли онлайн-покупок, которые стимулируют увеличение объемов потребления ПЭТ-тары и упаковки, а, следовательно, и ПЭТ-хлопьев. При этом эксперт обратила внимание на сохраняющуюся разницу в российской и мировой структурах потребления ПЭТ. В частности, в России это сырье используется преимущественно для изготовления емкостей (92 %) и только оставшиеся 8 % идут на волоконный, листовой и пленочный ПЭТ, тогда как в мире на нити и волокна приходится 65 %. Кроме того, национальное потребление отстает от уровня западных стран, указала Анна Валуева. По данным отечественной Ассоциации производителей и переработчиков ПЭТ в России средние объемы потребления ПЭТ на одного человека в 1,5–2 раза меньше, чем в США и ЕС.
Отрасли не хватает сырья и «железа»
Одним из ключевых ограничений развития производства ПЭТ в России остается дефицит сырья – моноэтиленгликоля (МЭГ) и терефталевой кислоты (ТФК). Вдобавок, отмечает Анна Валуева, в 2024 г. в значительной степени усилились логистические трудности, включая низкую пропускную способность транспортных путей и сбои в поставках, которые препятствуют своевременному обеспечению производственных потребностей, и обострились проблемы с оплатой зарубежной продукции.
ТФК в России сейчас выпускает только АО «Полиэф». При этом планы по запуску производства ТФК мощностью 1 млн т в год есть у «Татнефти». В случае их реализации компания станет лидером по производству ПЭТ в России и сможет расширить его на заводе «Экопэт», отмечает Анна Валуева. Она также напоминает, что к 2030 г. ГК «Титан» намерена построить в Омске крупный нефтехимический комплекс, где помимо полимеров и прочей продукции будут выпускать МЭГ. Собственный МЭГ поможет обеспечить производство ПЭТ в Пскове одним из двух ключевых сырьевых компонентов, указывает эксперт.
Еще одной серьезной проблемой, стоявшей перед полимерной отраслью в 2022–2024 гг., был дефицит европейского предложения экструзионного оборудованию для производства и переработки пластмасс и комплектующих к нему. По оценкам «Смарт Консалт», объем этого рынка по итогам 2023 г. составил 2353 ед. (рис. 2), что на 32,2 % в натуральном и на 87,5 % в денежном выражениях выше аналогичного показателя предыдущего года. В первом полугодии 2024 г. российскими компании было закуплено 1090 ед. оборудования для экструзии полимеров.
Внушает оптимизм, однако, рост объема внутреннего производства экструзионного оборудования как в натуральном (рис. 3), так и в денежном выражении. Так, по итогам 2023 г. он увеличился на 146 % в денежном выражении относительно показателя 2022 г., а за 6 мес. 2024 г. превысил аналогичное значение предыдущего года на 48,4%. Тем не менее сохраняется высокой доля импортного экструзионного оборудования на российском рынке, которая, например, в 2023 г. составила 74,0 % против 26,0 % отечественных установок в натуральном выражении, а в стоимостном и того больше – 93,4 % против 6,6 % соответственно. При этом оценить удельный вес экструзионного оборудования, предназначенного непосредственно для производства и переработки ПЭТ, не представляется возможным, отмечает Анна Валуева.
Стимулирует закупки экструзионного оборудования развитие внутреннего производства полимеров в России, а также продуктов дальнейшего передела (компаундов, полимерных труб, упаковки и т.д.). При этом устаревание имеющегося парка оборудования вызвало в последние два года значительный рост спроса на комплектующие. Это связано с тем, что большинство предприятий на начало 2025 г. остается укомплектованным экструзионными установками производства США, стран ЕС или Японии, официальные поставки запасных частей для которых значительно снизились еще в 2022 г., отмечает Анна Валуева.
По ее словам, отечественное предложение комплектующих ежегодно развивается, но в 2025 г. останется все еще очень ограниченным. Кроме того, говорит эксперт, стоимость российских разработок в большинстве случаев выше, чем из Китая. При этом на фоне ужесточения санкций все больше зарубежных производителей отказывались от работы на российском рынке, что способствовало усилению параллельного импорта. Тем не менее, несмотря на введенные против России санкции, импортная машиностроительная продукция из недружественных стран продолжает поступать на российский рынок.
«Таким образом, на начало 2025 г. в России сохраняется крайне высокая импортозависимость от зарубежного экструзионного оборудования и комплектующих. Большинство отечественных производителей использует импортные, преимущественно, китайские компоненты. Ввиду этого даже при выборе российской продукции потребитель не может быть полностью защищен от рисков слишком длительного периода поставки, увеличения цен и усиления проблем с проведением международных платежей. Вместе с тем, несмотря на ограниченность внутреннего предложения и ухода с российского рынка ведущих зарубежных игроков из недружественных стран, проблема закупки экструзионного оборудования и комплектующих к нему для полимерной промышленности остро не стоит. Большинство участников рынка смогли наладить новые цепочки поставок и эффективно решить возникшие трудности»
полагает Анна Валуева.
По оценке «Смарт Консалт», в перспективе следующих 4–5 лет наиболее остро потребность в новом экструзионном оборудовании, а также запчастей и комплектующих к имеющемуся встанет перед производителями вторичного ПЭТ, тогда как все 4 предприятия, выпускающие первичный ПЭТ, обладают современным парком оборудования.
С миру по нитке
Страдает от большой доли импорта и сегмент ПЭТ-нитей и волокон, считают участники рынка. Как отметила Надежда Аверина, директор «Первой ткацкой фабрики» (г. Володарск, Нижегородская обл.), ПЭТ-волокна занимают самую большую долю среди всех видов волокон – 26 %. Темпы роста объемов их мирового производства она оценила в 7–8 %, отметив, что 70 % всего выпуска приходится на Китай.
Сейчас годовая потребность России ПЭТ-нитей и волокон составляет всего 315 тыс. т, но спрос растет в среднем на 18 % в год, в то время как производство – только на 3 %. На фоне такого диспаритета и низкого качества национальной продукции 60 % внутреннего рынка покрывают импортные поставки. Практически весь импорт распределен между Китаем, Индией и Белоруссией.
«Высокий уровень импортозависимости – это всегда большой риск, независимо от геополитики и отношений между странами»
подчеркнула Надежда Аверина.
Как она пояснила, на российских заводах для производства ПЭТ-волокна используется в основном вторичный ПЭТ, полученный главным образом из бутылок. Такие волокна и нити имеют невысокое качество и могут использоваться только для недорогих нетканых материалов, отметила директор фабрики. Тем не менее текстильная отрасль вынуждена использовать вторичное сырье, так как основные объемы первичного забирает производство бутылок и пищевой упаковки, отметила Надежда Аверина. К тому же производство первичного ПЭТ-волокна из гранулята сформирует в дальнейшем дополнительный спрос на ТФК и МЭГ, которых и сейчас не хватает на рынке. При этом глава предприятия уверена, что собственный выпуск нитей и волокон из ПЭТ в России может расти темпами в 10 % в год. Этому будет способствовать ряд факторов. Так, начиная с 2022 г. государство активно влияет на рост спроса на продукцию из ПЭТ-волокон. В частности, увеличился объем заказов на изготовление комплектов специализированной формы для федеральных органов исполнительной власти и силовых структур, повышены требования к средствам индивидуальной зашиты. Помимо этого, ПЭТ-материалы вошли в перечень приоритетных согласно стратегии развития химической промышленности до 2030 г. Принятие нового закона о безопасности средств индивидуальной защиты (СИЗ) вызвало рост спроса на нити и пряжу с улучшенными характеристиками, которые обеспечивает ПЭТ-волокно. Но пока емкость рынка ПЭТ-волокон в качестве сырья для производств превышает его текущий объем как минимум в 3-4 раза.
Надежда Аверина также сообщила, что для снижения дефицита на внутреннем рынке «Первая ткацкая фабрика» инициировала создание производства широкого ассортимента текстильных текстурированных нитей и штапельного волокна из ПЭТ, которое должно способствовать импортозамещению сырья для легкой и текстильной промышленности в России. Инвестором выступит НИЦ «Текстильные материалы». Мощности предприятия по производству ПЭТ-волокон должны составить до 40 тыс. т в год, ПЭТ-нитей – до 55 тыс. т в год. Стартовать проект должен во втором квартале 2025 г., запуск производства намечен на второй квартал 2029 г., инвестиции оцениваются в 26,4 млрд руб.
В то же время проблему импортозависимости практически смогли решить участники сектора ПЭТ-пленки. Если в 2019 г. российские и иностранные поставщики поровну делили российский рынок, то по итогам 2024 г. доля отечественных производителей выросла до 90 %, указывается в презентации главы производителя пленок «Изолит Трейд» Игоря Суханова (рис. 4). Закупки за рубежом в прошлом году составили всего около 10 тыс. т. Он указывает, что на данный момент Россия стала экспортером этого вида продукции. Основными рынками сбыта являются СНГ, Турция и Восточная Европа. При этом рост внутреннего производства усилил конкуренцию между ключевыми отраслевыми игроками, отмечает Игорь Суханов.
В дальнейшем, по оценке «Изолит Трейд», необходимость импортозамещения, рост спроса на упаковку вслед за увеличением объемов продаж продукции FMCG (товары повседневного спроса) и онлайн-торговли будут способствовать росту потребления ПЭТ-пленок в России. В последние годы спрос на ПЭТ-пленки неуклонно рос (рис. 5) и в следующие пять лет, вплоть до 2030 г. будет расти на 3–5 % в год. В 2025 г. объем этого рынка может достигнуть примерно 70 тыс. т. Спикер также сообщил, что сейчас в структуре потребления 60–70 % приходится на гибкую упаковку из ориентированной ПЭТ-пленки, а остальная доля – на аморфную ПЭТ-пленку (блистеры, лотки и контейнеры).
Макроэкономические факторы
При этом участники конференции отмечали, что при прогнозировании дальнейшего развития нефтехимической отрасли в целом и ПЭТФ в частности, невозможно не учитывать макроэкономические факторы. Наибольшее влияние, по их мнению, окажут курс рубля, доступность кредитов, а также обеспеченность кадрами. Старший аналитик Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка Антон Фуфачев напомнил, что в 2024 г. курс рубля ослаб на 13 %, причем его основное падение (на 10 %) пришлось на 4-й квартал 2024 г. В начале 2025 г. национальная валюта заметно укрепилась, но в ЦЭП сомневаются, что этот тренд будет устойчивым. По прогнозам экспертов, после повышенной волатильности на валютном рынке в марте – апреле 2025 г. на горизонте следующих 3–6 мес. сохранится тенденция к ослаблению курса рубля до 103–104 руб/долл. США.
Еще одним фактором, ограничивающим развитие российской промышленности в целом, будет демографический, который создает напряжение на рынке труда.
«Старение и снижение численности населения ограничивает возможности удовлетворения спроса на трудовые ресурсы растущей экономики. Безработица находится на низком уровне – 2,4 %, а компании конкурируют между собой за найм сотрудников. В результате зарплаты растут в среднем двузначными темпами – на 18 % в 2024 г.»
отметил Антон Фуфачев.
Он также обратил внимание на сохранение в 2025 г. высокой инфляции, которая в прошлом году составила 9,5 %. Повышенным оставался в начале года темп роста потребительских кредитов – в январе прирост соответствовал 10 % в годовом выражении. Высокую инфляцию эксперт назвал следствием роста издержек предприятий, индексации тарифов и увеличения давления на рынке труда. По его мнению, возросшие издержки корпоративный сектор продолжит перекладывать в цену.
В итоге, полагают в ЦЭП, нехватка трудовых ресурсов и индексация тарифов будут определять жесткую денежно-кредитную политику в 2025 г.
«Любая дополнительная денежная нагрузка со стороны бюджета, компаний, населения приводит преимущественно к росту цен, а не к росту производства»
указывает Антон Фуфачев.
При этом снижение кредита в экономике пока еще не стало устойчивым трендом. В январе 2025 г. портфель кредитов корпоративного сектора снизился на 1,2 % месяц к месяцу (после сокращения на 0,2 % в декабре). Эксперт напомнил, что в параметрах среднесрочного прогноза Банк России допускает дальнейшее повышение ключевой ставки в 2025 г. При этом в ЦЭП, напротив, не исключают возможного смягчения монетарной политики во второй половине года. Но в любом случае, полагает Антон Фуфачев, высокие процентные ставки на кредитные средства в России сохранятся еще надолго. При этом сокращение спроса на потребительские кредиты и резкий рост средств населения на долгосрочных банковских вкладах откладывает траты на потребление на срок до 6–12 мес.
«Забугорный» рынок ПЭТ
Как сообщил в своем онлайн-выступлении главный представитель консалтинговой компании ChemOrbis в Италии Эцио Филиппи, на глобальном рынке спрос на полимеры, в том числе на ПЭТ, тесно связан с тенденциями в экономике. Так, в Европе его ограничивает низкий экономический рост (менее 1 %), а также серьезные трудности в отдельных секторах промышленности, например, в автомобилестроении и производстве бытовых изделий. В США при росте экономики на 2–3 % сохраняются риски, связанные с инфляцией, высоким долгом, а также введением пошлин на ввоз нефтехимической продукции. В Турции и на Ближнем Востоке, по его мнению, перспективы увеличения ВВП подорваны высокой инфляцией и геополитическими рисками. В крупнейшей стране Азии – Китае, а также в Африке эксперт прогнозирует увеличение показателей на 4 %.
Эцио Филиппи отметил укрепление цен на ПЭТ на основных рынках на фоне роста цен на сырье и снижения привлекательности импорта. По оценке ChemOrbis, в феврале в Европе котировки ПЭТ выросли с 16-месячного минимума в 1,05 тыс. евро за тонну до примерно 1,07 тыс. евро за тонну.
«Если разница в ценах между европейским и импортным ПЭТ останется небольшой, это может оказать поддержку региональным поставщикам, а после первого квартала может произойти дополнительное повышение ставок по сделкам»
предположил эксперт.
При этом, по его мнению, многое будет зависеть от дальнейшей конкурентоспособности европейской продукции по отношению к импортной. Например, рост готовых импортных товаров из Вьетнама может остановить цены на ПЭТ в Европе.
При этом, как отмечает Эцио Филиппи, на европейских рынках хлопьев вторичного ПЭТ (rPET) в феврале наблюдалась более устойчивая тенденция, связанная с ростом цен на упаковку с использованием вторичного сырья на фоне снижения его доступности. Цены на гранулы rPET также росли, но не такими высокими темпами, говорится в презентации.
В Китае и Турции на фоне слабой динамики спроса цены в феврале оставались стабильными. Такой тренд сохранится и в ближайшей перспективе ввиду отсутствия поддерживающих факторов на этих рынках.
Заключение
Но, несмотря на внешние факторы и объективные проблемы отрасли, в перспективе ее участники ожидают сохранение положительной динамики спроса на ПЭТ ввиду восстановления спроса на ПЭТ-упаковку. Отраслевые эксперты прогнозируют рост сегмента e-commerce в России на 30 % к 2028 г., что увеличит спрос на все виды упаковки, включая изготовленную из ПЭТ. По состоянию на 2023 г. доля пластиков на российском рынке упаковки составляла 38 %, указывается в презентации «Смарт Консалт».
При этом удельный вес импортной продукции, вероятно, продолжит сокращаться на фоне усиления санкционного давления, в то время как потребность будет удовлетворяться отечественной продукцией существующих и планируемых к запуску мощностей, полагают эксперты.
Подготовлено редакцией с использованием пресс-материалов докладчиков (источник фото: Creon Conferences)
The PET Market Growth is Predicted, but with Difficulties
On March 14, 2025, the XXI conference «Polyethylene Terephthalate (PET)» was held, organized by the Creon Conferences. The past year has proved to be quite difficult for participants in the Russian PET market, which is showing growth, but still largely depends on imported raw materials and equipment. Technological challenges are increasing every year, and today the issue of equipment deterioration is particularly acute. The factors aggravating the situation are the high cost of imported equipment and technologies against the background of the high level of the key interest rate, difficulties with cross-border payments, logistical barriers and the volatility of the ruble. At the same time, market participants stressed that many problems are already being solved. An overview of some of the presentations made at the conference is provided.
Опубликовано в журнале «Полимерные материалы» № 5 (312) 2025 г., с. 46-51.