ЭЗЦ становится важнейшим инструментом обеспечения устойчивого будущего (см. справку). Анализ консалтинговой компании Material Economics показывает, что Европа может к 2030 г. сэкономить 450 млн т CO2 в год за счет замкнутого цикла производства, что эквивалентно 8 % сегодняшних выбросов. В долгосрочной перспективе, по прогнозам Фонда Эллен Макартур, до 45 % выбросов во всем мире можно было бы избежать за счет ЭЗЦ.
Кроме того, ЭЗЦ имеет также огромный экономический потенциал: по оценкам консалтинговой компании EY, использование вторичного сырья снижает потребление энергии на 20–90 %, экономит большое количество воды и может ежегодно сокращать материальные затраты европейских компаний на сумму до 465 млрд евро. Международная организация труда (ILO) также ожидает, что переход к ЭЗЦ создаст от 7 до 8 млн новых рабочих мест во всем мире к 2030 г. Все больше примеров из практики показывает, что ЭЗЦ является эффективной не только с экологической, но и с экономической точки зрения. Например, немецкая группа компаний Cabka ежегодно производит поддоны и ящики из примерно 150 тыс т вторичного пластика, демонстрируя, как отходы могут превращаться в ценные продукты.
Индустрия пластмасс: ключевая отрасль с неудовлетворенным спросом
Индустрия пластмасс играет центральную роль в этих преобразованиях. По данным Plastics Europe, в 2023 г. в мире было произведено 413,8 млн т пластмасс, но доля вторичного сырья остается низкой: только 8,7 % отходов пластмасс было переработано, в то время как их большая часть была сожжена или отправлена на свалку. При этом рецикляты обладают огромным потенциалом. Для их производства требуется значительно меньше энергии, чем для первичного сырья, что значительно снижает выбросы CO2. Кроме того, их использование повышает безопасность поставок – фактор, который становится все более важным во время геополитических кризисов.
Однако вторичная переработка является технически сложной и зачастую более дорогостоящей задачей, чем производство новых пластмасс. Это связано с необходимостью тщательной сортировки, очистки и подготовки полимерных отходов, соблюдения строгих требований законодательства, а также с дефицитом высококачественных рециклятов и энергоемкосттью их получения, что в целом может привести к более высоким производственным затратам по сравнению с новым пластиком.
«Но никто не хочет платить больше. Пластик одержал победу, потому что он намного лучше, чем другие материалы. Но переход к ЭЗЦ стоит денег. Эта проблема затрат не будет решена без нормативно-правового регулирования»
подчеркивает Ульрих Райфенхойзер (Ulrich Reifenhäuser), председатель консультативного совета экспонентов выставки K Show.
Однако ответы на вопрос о том, как добиться успеха в переходе к реально функционирующей ЭЗЦ, различаются в различных регионах мира.
Европа настаивает на регулировании
Там, где другие страны полагаются на добровольные обязательства и рыночные решения, Европа руководствуется законодательством. Такие стратегии, как «План действий по ЭЗЦ» (CEAP), и директивы, такие как «Правила упаковки» (PPWR) и «Директива по одноразовым пластмассам» (SUPD), стимулируют переход к ЭЗЦ с помощью квот на рециклинг, обязательных пропорций используемого рециклята и расширенной ответственности производителей (РОП, EPR). Как это работает, показано в PPWR: с 2025 г. одноразовые бутылки из ПЭТ должны содержать не менее 25 % рециклята, а к 2030 г. этот показатель возрастет до 30 %. Для таких производителей, как Coca-Cola или Nestlé, это означает перестройку цепочек поставок, закупку высококачественного рециклята и корректировку производства. В противном случае продажи могут быть остановлены. SUPD также оказывает влияние. Так, в Литве всего за два года доля возврата ПЭТ-бутылок после введения залоговой системы выросла с 34 до 92 %. Вместе с тем предприятия сталкиваются с серьезными проблемами, среди которых низкая доступность высококачественного вторичного сырья, технические сложности перехода на дизайн изделий, пригодных для переработки, и ограниченность сроков выполнения предъявляемых требований.
В фокусе внимания ЕС находятся также химические ингредиенты. Особенно дискуссионным является вопрос обращения с фторсодержащими соединениями (PFAS), поскольку их запрет может значительно затруднить вторичную переработку – многие пластиковые отходы будут считаться загрязненными и исключенными из обращения.
Вольфганг Гроссе Энтруп (Wolfgang Große Entrup), генеральный директор VCI, предостерегает от полного запрета PFAS:
«С каждым из этих веществ, запрещенных в ЕС, возрастает риск дальнейшей миграции нашей промышленности в менее строго регулируемые регионы. Однако это не решает первопричину проблемы».
Азия: между прогрессом и инфраструктурным дефицитом
Азия, на долю которой в настоящее время приходится 53 % мирового производства пластмасс, является основным игроком на рынке полимерных отходов и одновременно их основным источником. В то время как в некоторых азиатских странах действуют амбициозные стратегии утилизации, в других отсутствует базовая инфраструктура для этих целей.
ЭЗЦ Китая: последовательно осуществляемая и централизованно контролируемая
Долгое время Китай был крупнейшим импортером полимерных отходов, но теперь страна меняет правила игры. Поднебесная прекратила импорт несортированных пластиковых отходов на основе так называемой политики «Национального меча» (National Sword Policy) и теперь форсирует развитие собственных структур по рециклингу. Так, 14-й пятилетний план Китая основан на современных системах сбора и сортировки и поощряет как механический, так и химический рециклинг. К 2035 г. промышленность должна быть в значительной степени декарбонизирована и переведена на замкнутый производственный цикл. Стратегия дополняется «Законом о стимулировании ЭЗЦ» (Circular Economy Promotion Law), который обязывает компании возвращать и утилизировать определенную продукцию, и созданием государственного концерна по рециклингу ресурсов Китая (China Resources Recycling Group), который будет централизованно контролировать полный переход на ЭЗЦ.
Япония и Южная Корея: системные технологические драйверы
Япония и Южная Корея являются одними из лидеров в области ЭЗЦ – не в последнюю очередь благодаря четким политическим целям и своевременному принятию соответствующего законодательства. Так, в Японии «Закон об утилизации контейнеров и упаковки» (Container and Packaging Recycling Act) уже начиная с 1990-х гг. обязывает компании участвовать в системах утилизации и рециклинга. Это дополняется «Законом об обращении пластиковых ресурсов» от 2022 г. (Plastic Resource Circulation Act), который требует повторное использование пластмасс и содержит подробные планы по переработке полимерных отходов.
В свою очередь, опираясь на новый «Закон о содействии переходу к обществу с ЭЗЦ» (APTCES), Южная Корея придерживается системного технологического подхода, который предусматривает обязательные нормы утилизации, четкие требования к устойчивому дизайну продукции и целенаправленное регулирование обращения с трудноперерабатываемыми отходами. Кроме того, компании, которые хотят, например, вывести на рынок новые технологии рециклинга, будут временно освобождены от выполнения ряда законодательных требований.
В отличие от Европы, обе страны делают ставку не столько на частичное экологическое регулирование, сколько на четкие компетенции, практическую реализацию и целенаправленное продвижение инноваций. Этот подход дополняется высоким уровнем общественного сознания и ответственностью – например, в вопросах разделения мусора и сохранения ресурсов.
От Индии до Индонезии: почему ЭЗЦ дает сбои
В Индии закон под названием «Правила обращения с пластиковыми отходами» (PWMR: Plastic Waste Management Rules) обязывает компании возвращать пластиковые отходы. Несмотря на этот важный шаг, недостаточная инфраструктура и региональные различия остаются серьезной проблемой для реализации закона на всей территории страны.
Аналогичные проблемы существуют во Вьетнаме, где с 2022 г. руководствуются «Обзором результативности экологической деятельности» (EPR: Environmental Performance Review). Это возлагает на производителей и импортеров ответственность за то, чтобы их продукция была пригодна для переработки после использования.
В Таиланде «Дорожная карта управления пластиковыми отходами на период до 2030 года» (Plastic Waste Management Roadmap 2030) направлена на переработку или энергетическое использование 100 % пластиковых отходов к 2027 г.
Наконец, в Индонезии, хотя и существуют местные инициативы, всеобъемлющей национальной стратегии нет. Одна из целей состоит в том, чтобы к 2040 г. резко сократить количество пластиковых отходов, попадающих в море.
Несмотря на достигнутый в этих странах прогресс, региональная фрагментация управления отходами и отсутствие достаточной инфраструктуры по-прежнему представляют собой серьезную проблему. Успех ЭЗЦ в данном регионе в решающей степени зависит от повышения осведомленности и социальной ответственности населения, и более активного участия государства и промышленности.
Северная Америка: «лоскутное одеяло» стратегий
В Северной Америке стратегии ЭЗЦ сильно фрагментированы. США придерживаются подхода, основанного как на государственных инициативах, так и на действиях частного сектора. Например, в 33 штатах действуют программы EPR, требующие от производителей одноразовой упаковки финансового участия в управлении отходами. Ожидается, что к 2032 г. до 100 % упаковки будет пригодным для переработки или компостирования, а 65 % одноразовой упаковки будет переработано. Но другие штаты отстают. Тот факт, что рециклинг пластмасс в США, несмотря на передовые технологии вторичной переработки, имеет низкий уровень проникновения по сравнению с глобальным рынком, объясняется и другой причиной.
«Там нет ни общенациональной программы переработки, ни программы утилизации, которые охватывали бы все штаты. Вместо этого отдельные города и муниципалитеты сами решают, собирать ли отходы вообще, а если собирать и сортировать, то как и какие»
поясняют во внешнеторговом агентстве ФРГ (GTAI: Germany Trade & Invest).
Канада придерживается более широкого подхода к развитию ЭЗЦ. Ее правительство создало «Федеральный реестр пластмасс» (Federal Plastics Registry) для сбора данных о производстве, использовании и утилизации пластика. Это должно обеспечить более эффективное управление и повысить прослеживаемость в данной сфере. В свою очередь, «План действий по нулевым пластиковым отходам» (Action Plan on Zero Plastic Waste) направлен на сокращение загрязнения окружающей среды пластиком и создание ЭЗЦ для пластмасс. В связи с этим реализуются меры по сокращению использования одноразовых пластмасс и поощрению многоразового использования пластиковых изделий и их переработки. Кроме того, применяется поэтапный подход, который призван помочь сократить количество пластиковых отходов за счет запрета одноразовых пластиковых изделий и введения EPR.
Долгая дорога Южной Америки
ЭЗЦ в Южной Америке все еще находится на начальной стадии развития – около 90 % отходов попадает на свалки, а вторичная переработка пока играет лишь второстепенную роль.
В Чили, Колумбии и Бразилии действуют национальные схемы возврата и рециклинга, такие как Ley REP в Чили, инициатива Basura Cero в Колумбии или добровольные отраслевые решения в Бразилии. Уругвай руководствуется своим «Законом о комплексном обращении с отходами» (Ley 19.829) и поощряет переработку упаковки. Однако, несмотря на различные достижения и инициативы, инфраструктура во многих странах Южной Америки остается недостаточной, и успех будет зависеть от дальнейших государственных инвестиций, международного сотрудничества и более активного повышения осведомленности населения.
Заключение
ЭЗЦ – это одновременно вызовы, обязанности и возможности для индустрии пластмасс. Европа в значительной степени полагается на регулирование, Азия сочетает государственное управление с технологическими решениями. В Северной и Южной Америке диапазон варьируется от амбициозных планов, «лоскутного одеяла» и индивидуальных инициатив до доверия к «невидимой руке» рынка.
Однако у каждой модели ЭЗЦ есть свои недостатки: регулирование создает четкие правила, но может привести к чрезмерной бюрократизации и недостатку инвестиций – риск, который становится все более ощутимым в Европе.
«Чтобы избежать замедления перехода к ЭЗЦ, нам срочно нужны меры по повышению привлекательности инвестиций в производство пластмасс, пригодных для использования в замкнутом цикле, и сокращению бюрократических проволочек, например, из-за чрезмерно длительных процедур утверждения. Это позволит нам вернуться к равным условиям конкуренции с нашими международными оппонентами»
предупреждает Вирджиния Янссен (Virginia Janssens), генеральный директор Plastics Europe.
Рыночные подходы способствуют инновациям, но не гарантируют их широкого внедрения. Стратегии с централизованным управлением обеспечивают быстрый прогресс, но рискуют стать неэффективными. Ясно одно: без повышения эффективности вторичной переработки и увеличения количества рециклятов пластмасс ЭЗЦ останется «лоскутным одеялом». Те, кто учится друг у друга, смогут сочетать сильные стороны и компенсировать слабые.
Пресс-центр K Show
Polymer Materials and Circular Economy: Challenges and Opportunities
K-2025 from 8 to 15 October in Duesseldorf has set itself the goal of addressing the central issues of our times. One of its three Hot Topics reads «Shaping the Circular Economy». Reason enough to shed some light on the current state of affairs in terms of circularity six months ahead of the world-leading trade fair of the plastics and rubber industry.
Опубликовано в журнале «Полимерные материалы» № 6 (313) 2025 г., с. 36-39.