Экономика рециклинга в 2024 году: учет полимерных отходов в рамках РОП

В майском номере журнала «Полимерные материалы» в статье «Экономика рециклинга в 2024 году: взгляд переработчика» мы определили, что в связи с изменениями в области расширенной ответственности производителя (РОП) перед переработчиками встали серьезные задачи – от вступления в реестр утилизаторов, которое пока удалось лишь единицам, до необходимости сдачи ежеквартальной отчетности. Однако важно подумать и о том, с какими проблемами утилизатор может столкнуться в процессе текущей деятельности. Это касается задач по корректному документальному оформлению обращения с отходами и сырьем. Необходимо решить их так, чтобы можно было не только выполнить подписанные договоры на утилизацию, но и качественно, а также своевременно подготовить ежеквартальную отчетность.
О. И. Стадник, руководитель Центра исследований EcoTechLab (ГК EcoPartners)
Опубликовано в рубрике «Рециклинг»
171 просмотров
Экономика рециклинга в 2024 году: учет полимерных отходов в рамках РОП

В первую очередь здесь стоит обратить внимание на тот самый «Конвертер РОП» (далее – Конвертер), который фактически регулирует, какие виды отходов или вторичного сырья будут востребованы утилизаторами, желающими участвовать в РОП. Ведь те отходы или сырье, которые не поименованы в Конвертере, нельзя использовать для выполнения нормативов утилизации. Это означает, что утилизаторам придется тщательнее отслеживать получаемые ими отходы не только с точки зрения качества материала, но и в отношении того, как они будут оформлены.

Это потребует более слаженной работы от команды компании-переработчика, ведь зачастую покупкой отходов или сырья занимаются сотрудники коммерческого отдела или отдела закупок, учет обращения с отходами и подготовку отчетности ведет эколог предприятия, а подписанием контрактов на выполнение нормативов утилизации в рамках РОП занимается кто-то третий. При отсутствии согласованности может сложиться ситуация, когда контракт будет подписан на утилизацию отхода А, а вторичные ресурсы или вторичное сырье будут закуплены по отходу А*. В итоге утилизатор столкнется с риском невыполнения контракта (необеспечения утилизации по договору), что по новому законодательству влечет за собой обязанность уплаты экосбора и в случае повторной неуплаты может привести к исключению из реестра утилизаторов, вернуться в который можно будет только через два года.

Такие тонкие грани между условными отходами А и A* характерны, в частности, для некоторых видов полимерных отходов. Во многом это связано с диверсификацией, произошедшей в группе, которая ранее называлась «Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены». Вместо нее появилось 11 групп упаковки (группы 33‒35, 37‒44) и аналогичные группы вида «Изделия пластмассовые упаковочные» (группы 20‒22, 24‒27). Группы, включающие и упаковку из ПВХ (группы 23 и 36), выделились в качестве самостоятельных еще раньше.

Эта диверсификация, однако, накладывается на условия работы рынка отходов и его отдельных субъектов. Так, есть поставщики отходов, которые не могут отступить от принятых правил – например, произведя сортировку ТКО, передавать на утилизацию даже отсортированные по видам и цветам материалы (например, ПЭТ-бутылки) только как «Смесь отходов пластмассовых изделий при сортировке твердых коммунальных отходов» (код ФККО 7 41 110 01 72 4). А по Конвертеру такой отход подойдет для очень ограниченного числа групп товаров и упаковки, подлежащих утилизации, в числе которых группы 7 («Изделия пластмассовые прочие»), 41 («Упаковка комбинированная из пластмасс и алюминия»), 42 («Упаковка комбинированная из пластмасс и белой жести») и 43 («Упаковка комбинированная из пластмасс и различных металлов»). И совсем не подойдет для ПЭТ-бутылок, которые по факту могут скрываться за этим кодом отхода.

В других случаях из-за принятой практики вся пленка поступает к переработчикам как полиэтилен, например, с кодом ФККО 7 41 114 11 72 4 («Отходы полиэтилена, извлеченные при сортировке твердых коммунальных отходов»), подходящий для групп 22, 24, 35 и 37. Хотя фактически в этой пленке может содержаться полипропилен, соответствующий, например, коду ФККО 7 41 114 21 72 4 («Отходы полипропилена, извлеченные при сортировке твердых коммунальных отходов»). И этот отход было бы неплохо получить, чтобы выполнить норматив по группам 25 и 28.

Кроме того, специфические виды отходов комбинированной упаковки, пока что непопулярные у объектов сортировки (например, паучи) и выделенные в группы 41‒43, обычно собираются через экоцентры, акции раздельного сбора отходов (РСО) и в рамках специальных проектов. Зачастую такие отходы поступают к переработчикам как вторичное сырье, а не как отходы. А по Конвертеру, чтобы выполнить норматив утилизации по данным группам, нужно, чтобы к переработчику поступили именно отходы, причем не просто отходы, а отходы IV класса опасности (исходя из кодов отходов, указанных в Конвертере для данных групп). Как минимум транспортирование таких отходов пока еще требует лицензии, а обязанность отражения таких отходов в отчетности наверняка повергнет значительную часть владельцев пунктов сбора (по крайней мере тех, которые не организованы самими утилизаторами) в состояние шока.

В результате, помимо нововведений в отчетности (как по утилизации, так и по вторичному сырью), переработчик полимерных отходов, желающий участвовать в механизме РОП, сегодня сталкивается еще и с задачей получить отходы не только в соответствии с законодательством, но и в соответствии с Конвертером. Это затрагивает значительную часть цепочки обращения с отходами – от комплексов по переработке отходов и частных заготовителей до экоцентров и временных акций РСО, которым также рано или поздно придется привести учет отходов в соответствие с новыми вызовами и требованиями.

Опубликовано в журнале «Полимерные материалы» № 8 (303) 2024 г., с. 42-43.

Поделиться материалом:

Другие статьи раздела