В ближайшие годы в России планируется запустить как минимум три комплекса по производству крупнотоннажной нефтегазохимической продукции общей мощностью около 7 млн в год. Таким образом, после 2027 г. показатели выпуска базовых полимеров в России могут удвоиться. К 2025 г., согласно утвержденной правительством в конце мая дорожной карте развития нефтегазохимических кластеров, этот показатель должен вырасти до 9,9 млн т, что на 43 % выше уровня 2022 г. В рамках этой дорожной карты до конца 2023 г. Минвостокразвития России, Минэнерго России и Минпромторг России должны разработать механизмы стимулирования расширения Арктического и Дальневосточного нефтегазохимических кластеров. При этом долю нефтехимического сырья, направляемого на переработку, планируется увеличить с 26,7 % в 2022 г. до 35,2 % к 2025 г. В разработанной ранее Энергетической стратегии-2030 достичь подобного уровня предполагалось только в 2035 г. Как отмечал эксперт «ИнфоТЭК», доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов, выход на такой показатель на десять лет раньше произойдет за счет значительного увеличения физических объемов поставок, а не благодаря общему сокращению добычи углеводородов в России.
«Иркутский завод полимеров»
Одним из ключевых проектов, который должен существенно повысить объемы переработки сырья в нефтегазохимическую продукцию, станет «Иркутский завод полимеров» (ИЗП) в Усть-Куте, входящий в состав «Иркутской нефтяной компании» (ИНК) (рис. 1). Комплекс мощностью 650 тыс. т ПЭ в год планируется запустить уже в 2024 г. Он станет третьим этапом создания масштабного газохимического кластера стоимостью 450 млрд руб. Это крупнейший проект ИНК, в который войдут девять производственных объектов в области добычи, подготовки, транспортировки и переработки газа, гелиевый завод и ИЗП.
Его реализация позволит компании запустить полный производственный цикл в нефтегазохимической отрасли.
Строительство ИЗП в Усть-Куте ведется с 2020 г. На данный момент, как пояснили в ИНК, на площадке смонтировано все крупнотоннажное оборудование, в том числе реактор полимеризации, ректификационные колонны, продувочный бункер, деэтанизатор, колонна закалочной воды комплексной установки пиролиза, а также построены печи пиролиза. Сейчас там завершается прокладка наружных сетей водопровода и канализации, активно идет прокладка кабельной продукции по технологическим эстакадам, выполняется бетонирование основания в рамках благоустройства площадки этилена. На самой установке идут работы по сварке и монтажу трубопровода, обвязке технологического оборудования.
Одновременно с производственной частью возводятся объекты общезаводского хозяйства и административно-бытовой корпус.
Для будущих сотрудников завода в Усть-Куте строится жилой микрорайон на 1000 квартир со всей необходимой социальной инфраструктурой. На участке идет выемка грунта, территорию готовят к возведению фундаментов домов и устройству инженерной инфраструктуры.
Особенностью комплекса станет переработка этана, который относится в России к наименее распространенному виду химического сырья. В ИНК пояснили, что в силу физических особенностей этого газа его транспортировка как товара ограничена и осуществляется преимущественно по трубопроводам, поэтому большая часть этана производится для потребления предприятиями, имеющими территориальную близость. При этом в России содержание этана в попутном нефтяном газе и природном газе на месторождениях различное, и строительство мощностей по его выделению не всегда оказывается рентабельным. Основной способ использования этана в промышленности — получение этилена с дальнейшим производством из него ПЭ, говорят в ИНК.
В компании напоминают, что на первом этапе строительства ее будущего кластера были построены установка подготовки газа на Ярактинском месторождении и комплекс приема, хранения и отгрузки сжиженного углеводородного газа в Усть-Куте. Их соединил уникальный, первый в России, продуктопровод длиной 193 км. На втором этапе на Ярактинском и Марковском месторождениях ИНК появились еще три установки комплексной подготовки газа, две линии газофракционирования Усть-Кутского газоперерабатывающего завода (первая очередь), и был расширен комплекс приема, хранения и отгрузки сжиженных углеводородных газов (КПХиОСУГ).
Запуск ИЗП завершит третий этап реализации проекта. На Усть-Кутском газоперерабатывающем заводе будет происходить выделение этана из смеси попутных газов, поступающих с Ярактинского и Марковского месторождений по проложенному ранее продуктопроводу. Благодаря созданной инфраструктуре, ИЗП станет первым в Восточной Сибири предприятием такого рода, обеспеченным собственным сырьем, подчеркивают в ИНК.
Там отмечают, что технология, применяемая на будущем заводе, позволяет производить широкий ассортимент марок ПЭВП и ЛПЭНП, которые могут использоваться в производстве изделий для самых разных отраслей промышленности. В компании не ожидают проблем со сбытом своей продукции, так как, по оценкам аналитиков, глобальный спрос на ПЭ в мире будет расти.
В ИНК отмечают:
«В России мы также видим отрасли с постоянно растущим объемом потребления ПЭ: легкая промышленность, медицина, строительство и др.»
Там также поясняют, что на российском рынке наблюдается тенденция к импортозамещению европейских материалов и компонентов. Отечественными производителями уже представлено несколько аналогов зарубежной полиэтиленовой продукции для использования в упаковочной отрасли и автомобилестроении, говорят в компании.
При этом одной из проблем реализации проекта в ИНК называют дефицит профильных кадров. Уже сейчас на ИЗП требуются инженеры, технологи, квалифицированные рабочие, а после запуска предприятия, когда будет создано 1600 новых рабочих мест, эта потребность усилится.
«Амурский газохимический комплекс»
Следующим масштабным проектом по производству полиолефинов, запущенным в России, должен стать «Амурский газохимический комплекс» (ГХК) мощностью 2,7 млн т готовой продукции в год (совместный проект СИБУРа и китайской Sinopec) (рис. 2). Он станет одним из крупнейших мировых комплексов, выпускающих базовые полимеры — ПЭ (2,3 млн т) и ПП (0,4 млн т). Проект играет важную роль в экономическом развитии Дальнего Востока и Амурской области. Сырьем для него будут служить этан и сжиженные углеводородные газы со строящегося в технологической связке Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома».
После введения санкций создание ГХК оказалось под угрозой из-за отказа европейских партнеров от поставок оборудования в рамках заключенных ранее контрактов. Изначально так называемый EPSS-контракт (способ кон- трактования в строительной отрасли) у консорциума была заключен с дочерней структурой итальянской Maire Tecnimont Group. Но, как сообщал во время визита Президента Владимира Путина на площадку завода гендиректор предприятия Алексей Верещагин, график проекта хотя и был немного сдвинут, но с трудностями компания справилась. В частности, удалось выйти на новые рынки, найти новые цепочки поставок, согласовать график реализации и пуска завода и обновленный бюджет. На данный момент ключевые этапы окончания работ, включая основные технологические комплексы, разбиты от 2025 до 2027 г., и строительство полимерных установок на Амурском ГХК сейчас ведется силами обновленного состава подрядчиков. Прогресс строительства в августе текущего года достиг 47,1 % по оборудованию для пиролиза, 15,3 % по полимерным установкам и 29,9 % по объектам общезаводского хозяйства.
Как заявлял генеральный директор Национального водородного союза Денис Дерюшкин на Восточном экономическом форуме, Амурский ГХК и ИЗП — единственные новые проекты в базовом сценарии плана развития нефтегазохимии, которым удалось почти полностью заменить требующееся оборудование иностранного производства. По его словам, также есть потенциал у Арктического кластера в этой отрасли, однако развитие проектов там может завершиться лишь позднее 2030 г.
Ключевыми рынками сбыта для будущей продукции амурского комплекса должны стать Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо этого, в СИБУРе рассчитывают, что одним из целевых рынков после запуска Амурского ГХК может стать Индия, куда уже были сделаны небольшие тестовые отгрузки. Также компания изучает маршруты в Африку и Юго-Восточную Азию, но пока большую часть продукции поставляет на переработку на внутреннем рынке России.
В целом, по оценке топ-менеджера, доля российских производителей полиолефинов на мировом рынке может вырасти к 2030 г. с 2,4 до 5 %, если все проекты, о которых говорят в России, запустятся. Но эти показатели будут зависеть еще и от того, с какой скоростью будут расти потребление и производство в других странах.
В то же время, поясняют в СИБУРе, ожидается рост переработки и на внутреннем рынке, который компания называет для себя приоритетным.
Павел Ляхович подчеркивает:
«Компания нацелена на постоянное его развитие, поэтому при неизменном объеме производства полимеров баланс будет меняться в сторону России. И это не связано с санкционными ограничениями. В 2023 г., я думаю, будет примерно столько же экспортировано, потому что мы сейчас производим больше продукции. Но доля российского рынка внутри нашего портфеля будет постоянно увеличиваться. Мы над этим работаем»
Как пояснили в компании, с момента запуска ее первого нефтехимического производства в Тобольске в 2014 г. среднегодовой прирост производства ПП начиная с 2014 г. составлял более 100 тыс. т в год, а без учета эффекта 2022 г., когда был временный фактор перенастройки логистических потоков — около 137 тыс. т в год. А что касается российского полимерного рынка в целом, то в компании указывают, что объем импорта полимеров ежегодно снижается по мере развития внутреннего производства: 2020 г. — 730 тыс. т, 2021 г. — 710 тыс. т, 2022 г. — 559 тыс. т. Таким образом, в целом совокупный объем роста потребления полимеров к 2028 г. оценочно может составить сотни тысяч тонн, а импортозамещение готовых изделий дать прирост в 11 % к текущему спросу на пластики.
Но, как пояснял Павел Ляхович, разместить в России продукцию со всех проектов СИБУРа невозможно, и излишки будут направляться на экспорт.
«И я уверен, что мы их продадим, поскольку на фоне конкурентов у нас очень конкурентная себестоимость»
«Балтийский химический комплекс»
Одним из ключевых национальных конкурентов СИБУРа на мировом рынке полимеров станет проект «Русгаздобычи» в Ленинградской области «Балтийский химический комплекс» (БХК), мощность которого запланирована на уровне 2,9 млн т различных видов ПЭ в год (рис. 3). В частности, на ПЭВП будет приходиться 1,6 млн т в год, на ЛПЭНП — 0,6 млн т, на металлоценовый ЛПЭНП — 0,4 млн т в год, что сделает БХК крупнейшим в России производителем этого вида продукции. Первая очередь производства ПЭ на площадке должна запуститься в 2024 г., вторая — год спустя.
БХК является частью гигантского производственного кластера переработки этансодержащего газа (КПЭГ) в Усть-Луге. Помимо ГХК, туда входят газоперерабатывающий завод (оператор — «РусХимАльянс», совместное предприятие «Газпрома» и «Русгаздобычи»), комплекс по сжижению газа и объекты транспортной инфраструктуры. Мощность по газопереработке составит 45 млрд м3 газа в год, объем конечной продукции — 13 млн т СПГ в год. Основной продукцией ГПК станет до 4 млн т этана и более 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов (СУГ). Около 18 млрд м3 газа после переработки будет направляться в газотранспортную систему «Газпрома». Сырье будет поставляться с месторождений Надым-Пур-Тазовского региона в Ямало-Ненецком автономном округе, а в дальнейшем — с Тамбейского месторождения.
Нефтехимический кластер на базе Омского НПЗ
Помимо этого, в перспективе еще одно крупное нефтехимическое производство на Омском нефтеперерабатывающем заводе (ОНПЗ) может запустить структура Газпрома — «Газпром нефть» (рис. 4). Компания рассматривает возможность строительства установки пиролиза для выпуска ПЭ и ПП, но о каких объемах может идти речь, пока не раскрывалось.
«Мы продолжаем изучать возможность развития Омского НПЗ в нефтехимическом направлении. Это обеспечит новый уровень гибкости производства благодаря вовлечению всей корзины промежуточных и побочных продуктов. Цель всей нефтепереработки — произвести максимальное количество тех продуктов, которые стоят дороже нефти», — пояснял директор дирекции переработки нефти и газа «Газпром нефти» Олег Ведерников. При этом говорить о развитии мощностей по выпуску полимеров компания готова только после завершения программы модернизации своих заводов, рассчитанной до 2025 г. В связи с этим, как сообщал в июне 2023 г. глава «Газпром нефти» Александр Дюков, решение о создании на омской площадке нефтехимического кластера на базе Омского НПЗ может быть принято до конца следующего года.
Управляющий директор компании «Имплемента» Дмитрий Акишин отмечает, что на данный момент логистические цепочки на глобальном нефтехимическом рынке почти восстановились после пандемии коронавируса, а торговые потоки перебалансировались. Но, отмечает он, цены на продукцию остаются довольно волатильными, и эта ситуация сохранится до конца 2023 г. и в течение 2024 г. Негативное влияние также оказывают ухудшение макроэкономической ситуации, связанной с ВВП, инфляция и снижение спроса на химическую продукцию.
При этом, отмечает эксперт, в мире сейчас вводится очень много мощностей по выпуску полиолефинов, в том числе отложенных на фоне коронавирусных ограничений. И темпы вывода на рынок новых объемов продукции опережают динамику роста потребления. До конца десятилетия ожидается ввод до 100 млн т новых мощностей, в основном в Китае. В связи с этим конкуренция будет только расти, полагает Дмитрий Акишин. Он напоминает, что хотя у России имеется преимущество в виде недорогого сырья, есть и другие страны с аналогичными условиями. Эксперт уверен, что особенно сильной конкуренция будет в базовых крупнотоннажных марках пластиков, поэтому выходящим на рынок заводам нужно очень внимательно относиться к выбору марочного ассортимента.
Участники рынка отмечают, что сегодня целевыми направлениями для российских экспортеров полимеров являются Азия, Африка, Латинская Америка, а также такие страны, как Индия и Турция. Глобальный рынок полимеров растет в среднем на 3–4 % в год, так что ниша весьма значительная.
Важно, что растут рынки и России, и других стран Таможенного союза (ТС) — на 3–5 % в год. Ожидается, что к 2030 г. совокупный спрос на ПЭ в России и ТС может достичь 3млн т вгод, отмечают собеседники в секторе.
Petrochemical Products are Always Required
Russia is building ambitious plans for the development of oil and gas processing. According to the updated strategy in this industry, polymer production should grow from 6.9 million tons in 2022 to 9.9 million tons in 2025, and after 2027 volumes may double to the baseline level.