— Как повлияли санкции и спад в экономике на отрасль переработки пластмасс?
— Как такового кризиса в отрасли не было. Наблюдалось определенное снижение объемов производства и переработки полимерных материалов в связи с уходом крупного международного бизнеса из ряда отраслей промышленности, а также введением санкций со стороны многих западных государств на импорт и экспорт. В этом году данное снижение преодолено практически по всем полимерным материалам и изделиям, за исключением определенного сокращения производства и использования полимерных материалов на основе ПП, ПС и ПВХ.
— Каких результатов вы ожидаете по итогам года?
— Итоги года будут позитивными. Мы ожидаем рост объемов и производства, и переработки полимеров не менее чем на 9 % в сравнении с 2022 г. Я считаю снижение потребления материалов и изделий, закупаемых за рубежом, а также сокращение поставок полимеров на экспорт позитивным индикативом того, что производители стали более активно рабо- тать на внутреннем рынке.
— Ожидать ли в следующем году новых трендов?
— Главными трендами, как и в 2023 г., будут дальнейшее импортозамещение материалов и изделий, которые ранее импортировались, и начало работ над производством малых добавок для полимерной индустрии. За последние два года уже многое сделано в этом направлении, но сделать предстоит еще больше, значительно больше.
— Что будет оказывать ключевое влияние на сектор?
— Ключевое влияние может оказать восстановление объемов производства в автомобильной промышленности и секторе бытовой техники. Эти отрасли являются крупными потребителями полимерных изделий и в совокупности с электротехникой и электроникой дают почти 25 % объемов потребления всех производимых ранее изделий из полимерных материалов. Разумные ограничения полимерной разовой упаковки путем ее трансформации в экологически безопасную также могут оказать существенное влияние на развитие переработки пластмасс.
— Остались ли трудности, которые не удалось решить в 2023 г.?
— Конечно остались, далеко не все удалось решить. Практически не сдвинулась с места — даже на уровне межотраслевых планов — организация собственного производства оборудования для переработки пластмасс. Помимо этого, предстоит реализовать появившиеся в 2023 г. планы освоения выпуска малых добавок для индустрии пластмасс: сначала в опытном, а потом и промышленном производстве. Есть цели, которые достигать придется еще довольно долго. Так, решение задач технологического суверенитета и особенно технологического лидерства потребует значительного количества лет. Накопление компетенций, которых у нас в ряде случаев сейчас нет, — это огромная работа, требующая и настойчивости в достижении цели, и значительных трудовых и материальных ресурсов. В нынешней обстановке опора у нас в основном на собственные силы, помощи активной от других государств ждать не приходится. Вот все эти задачи, оформившиеся в наших планах при анализе ситуации и рынков, будем решать в 2024 г. и далее.
— Есть ли надежда улучшить ситуацию в наступающем году?
— В следующем году, безусловно, мы сможем улучшить общую ситуацию с освоением и новых марок, и передовых технологий, в частности аддитивных, а также продвинуться в подготовке кадров, увеличении инвестиций в производство, повышении производительности труда. Все отрасли промышленности ждут инновационные материалы. Развитие обрабатывающей промышленности приведет к новым успехам и поставит новые задачи. Полимерные изделия практически во всех отраслях вносят ключевой вклад в прогресс их развития, и отрасль понимает и принимает этот вызов.
— Какие рынки стали сейчас основными для российской полимерной продукции?
— Основные рынки сбыта не изменились за последнее десятилетие, это упаковка, строительство, автомобилестроение, транспортное машиностроение, электротехника, кабели и бытовые приборы. И на каждом из этих рынков в России есть проекты, которые нужно активно развивать, внедрять, трансформировать. «Полимерная гонка» касается всех отраслей и рынков. Возможно, в секторе упаковки она чуть острее, чем в других отраслях, вследствие необходимости развивать инфраструктуру для вторичной переработки.
— Есть ли проблемы с закупкой сырья и ценами на него?
— Есть сложности с закупкой ряда материалов, получаемых по так называемому параллельному импорту. Есть проблемы кредитных денег для оборотного капитала с учетом роста ключевой ставки. Есть серьезная проблема волатильности и сверхвысоких цен российского полимерного сырья, следствиями которых являются снижение доходности предприятий и раскручивание спирали инфляции.
— Как влияет на отрасль внедрение ESG-принципов и экономики замкнутого цикла?
— Внедрение принципов ESG, конечно, идет, хотя и не всегда в согласии с принципами целесообразности и перспективами развития отрасли. Слишком много псевдоэкологических тезисов циркулирует в печати. Проблему отходов пытаются решать не через организационные и инфраструктурные изменения в городах или принципы экономики замкнутого цикла, а путем запрета использования материалов. В текущем году это, к счастью, развивалось, сообразуясь с внутренними реалиями. Но желание рынка иногда волюнтаристски заменить полимерные материалы на бумагу у меня не укладывается в голове: что может быть более НЕэкологично, чем отходы целлюлозно-бумажных комбинатов, погубившие не один десяток рек и лесов?! Но это «где-то» там, а вот у меня в городе бумага и картон решат мои проблемы, на них и буду делать ставку… С этим подходом мы боремся и будем бороться. Добросовестные отношения с сотрудниками и клиентами и надлежащее корпоративное управление (ESG) сегодня, как никогда, актуальны для нашей отрасли, существующей в условиях тотального дефицита кадров.
— Насколько меняет сектор переработки тренд на вторичное сырье?
— Расширение использования вторичного сырья вносит свои коррективы в развитие переработки пластмасс, как и организация производства по замкнутому циклу. Но говорить о том, что меняется сам тренд развития отрасли, пока рано. Борьбу с полимерным мусором необходимо начинать с другого конца: с настройки всей системы обращения с отходами — от внедрения грамотной схемы их раздельного накопления и вывоза от населения до развития системы стандартов качества вторичного сырья, что, в свою очередь, обеспечит расширение сфер его применения. У наших предприятий есть шанс начать опережать конкурентов конкретно в этом направлении, вовлекая бытовые полимерные отходы в производство новых изделий.
— Что бы Вы пожелали нашим читателям, в большинстве своем переработчикам пластмасс, в преддверии Нового года?
— Дорогие товарищи! Думаю, это забытое сегодня обращение полностью относится к бизнес-сообществу переработчиков пластмасс. Давайте осознаем, что успех отрасли во многом, если не в основном, зависит исключительно от нас, от нашей активности и настойчивости, нашей требовательности к поставщикам сырья и партнерам, от нашего стратегического мышления и веры в успех. Пусть все эти слагаемые развития наших предприятий будут стоять во главе угла вашей деятельности в 2024 г. И тогда, уверен, удача повернется к нам лицом, и мы обязательно достигнем всего задуманного.