Разработка материалов для космических аппаратов нового поколения может стать одним из результатов лунной программы России и Китая.
Евгений Александров, ведущий научный сотрудник Центра компетенций НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества», считает:
«Одно из направлений, в котором Россия и Китай могут сотрудничать при реализации лунной программы, — это разработка новых материалов. Например, они могут быть использованы [для создания новых] космических аппаратов, где принципиально важно добиться минимальной массы при сохранении прочности и стойкости к внешним воздействиям. Кроме того, условия на лунных станциях отличаются от земных. Поэтому крайне интересно выяснить поведение материалов и возможности их использования»
Ранее 17 мая президент РФ Владимир Путин на встрече со студентами и преподавателями Харбинского политехнического университета в Китае заявил о том, что РФ и КНР строят планы по совместному освоению Луны, предполагающие реализацию «очень интересных и очень перспективных» проектов, добавив, что эти инициативы требуют больших вложений.
Он указал на то, что некоторые созданные в России материалы могут выдерживать высокие температуры и механические нагрузки, и при этом имеют небольшой вес.
Евгений Александров отметил:
«Ряд таких полимеров разработан в Центре компетенций НТИ „Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества“ на базе МГТУ им. Баумана. При этом, как показывает история, созданные для космической отрасли материалы затем находят массу приложений на Земле. Например, такие полимеры [сегодня] используются и для корпусов космических аппаратов, и для имплантов в медицине»
Эффективное использование ресурсов
Заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР Руслан Пермяков отметил, что объединение усилий двух стран позволяет более эффективно использовать технологии и ресурсы.
«У нас — школа, уникальный опыт по строительству на орбите, задел по лунной миссии начиная с 1960-х годов, включая „Буран“. У Китая — новые технологии. Совместные проекты могут получить большее финансирование, что ускорит их реализацию и повысит качество разрабатываемых технологий. Сотрудничество может способствовать разработке и внедрению новых технологий, таких как посадочные модули, орбитальные станции и системы жизнеобеспечения», — отметил он.
Ученый также указал на то, что взаимодействие с Китаем способствует ускорению развития космических технологий в России.
«И ускорит существенно, так как будет происходить научное и технологическое [перекрестное] „опыление“, что обязательно приведет к новым разработкам. Учитывая федеральную программу по космосу, наработки экспертов Национальной технологической инициативы по интеграции беспилотников в единое <…> пространство, включая космические аппараты на разных орбитах, мы сможем увидеть результат довольно быстро», — добавил Пермяков.
В марте 2021 года Роскосмос и Китай подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции (МНЛС). В ходе реализации лунной программы к естественному спутнику Земли отправятся автоматические станции «Чанъэ-6», «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8». Целью первых лунных миссий станет испытание ключевых технологий, что позволит в дальнейшем приступить к строительству комплекса экспериментально-исследовательских средств, которыми можно будет управлять удаленно. Первая миссия отправится к Луне в 2026 году, а завершить проект планируется к 2028 году. В начале марта глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что Россия и Китай рассматривают возможность в 2033-2035 годах доставить на Луну и установить на ее поверхности ядерную энергоустановку.